Dekoratorium журнал

Долгие зимние вечера

Рецензії

Долгие зимние вечера

Dekoratorium рекомендует интересные фильмы, книги и музыку на долгие, зимние вечера.

Поговорим о гопниках

С них смеются, их опасаются, иногда ненавидят или презирают. Они вызывают отвращение или жалость, или же становятся темой жестоких анекдотов. Так называемых гопников – представителей городской прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, можно встретить на территории бывшего Советского Союза. Попытка описать пацанские трудовые будни делалась в украинской литературе и раньше (вспомним Олеся Ульяненко или Павла Вольвача). Новой попыткой всесторонне рассмотреть феномен гопничества сквозь призму художественной литературы стала антология с неоднозначным названием «Гопак». В сравнительно тонкую книгу вошли рассказы девяти украинских писателей и одного белорусского литератора, живущего в Украине – Сергея Прилуцкого. К тому же, в качестве бонуса, его рассказы поданы на языке оригинала. Составителю и авторам удалось представить достаточно пеструю мозаику подходов к теме. Юрий Андрухович возвращает читателей в межвоенный период и знакомит с тогдашним ивано-франковским рэкетом. Герой произведения Артема Чеха делится воспоминаниями о товарище детства, а может, и о себе самом. Андрей Тужиков пересказывает печальный, почти балладный эпизод о первом лишении свободы. Мирослав Лаюк открыто смеётся с украинского села и его коммунистического прошлого. Зато составитель антологии, Андрей Шийчук, рассказывает фантастическую и немного жуткую историю. В этих чисто мужских рассказах феномену гопничества присуще художественное содержание. Итак, упомянутое явление на территории Украины постепенно переходит из реалий жизни к реалиям литературы.

«Гопак». Антология отечественной прозы о гопниках. Составитель А. Шийчук. Дискурсус, 2013.

Моллюски, бабочки и Духнович

Через четыре года после появления первого сборника стихов «Нежная улыбка Берии» поэт-двухтысячник и некрокомунист Вано Крюгер возвращается к читателям со второй книгой стихов. «Зигги Фрейд & Ктулху: сказки братьев Гримм под редакцией Вано Крюгера» — вот полное название нового издания, которое красноречиво свидетельствует о том, что сборник построен, прежде всего, на игре с культурными и языковыми кодами. Творческий метод поэта можно легко узнать ещё из предыдущей книги: широко известные культурные явления и исторические фигуры, которыми, казалось бы, безответственно и эпатажно жонглирует автор, перегружены традицией интерпретаций, предоставляя друг другу новое, неожиданное содержание. Что бы произошло, если бы малый Зигги Фрейд (Фрейд) избрал карьеру морского капитана? Вероятно, он курсировал бы по океану точно так же, как и по человеческой психике, заглядывая в его самые страшные и самые сокровенные глубины, возмущая сон мифического чудовища. Игра с языком становится возможной благодаря русинскому «язычию», которому дал начало Александр Духнович. Автор ведёт своеобразный диалог с основоположником русинского письма. Подборку, кстати, начинает концептуальное стихотворение под названием «Азъ, букы, вьды …», которое знакомит читателя с персональным авторским алфавитом. Крюгер будто бы сразу предупреждает: этими буквами я буду пользоваться в дальнейшем. Книгу дополняет эссе о преимуществах одной транслитерации имени известного психоаналитика над другой. Сборник следует читать медленно, вдумчиво и, как все сказки, желательно перед сном.

Вано Крюгер. «Зигги Фрейд & Ктулху». Смолоскып, 2014.

Новый заряд харьковского рока

Поклонники Сергея Жадана и отечественного ска-панка наконец, дождались праздника. Сотрудничество поэта с харьковской группой «Собаки в космосе» дало свежие плоды – одиннадцать песен нового альбома «Сражайся за неё», который вышел в конце лета в Международной литературной корпорации Meridian Czernowitz. Буклет к альбому больше похож на самостоятельную книгу-комикс. Слова песен, за исключением одной, написал Жадан. Кроме социальных и бытовых тем (безработица, расизм, пиратство, эмиграция, коррупция и произвол), в текстах звучат и патриотические нотки. И это вполне естественно, если учесть драматические события на востоке Украины. «Сражайся за неё» – призывает слушателей песня, давшая название всему альбому. Потому что, что ты будешь делать, если её не станет? Текст песни «Марат» вошёл в последнюю книгу Жадана «Месопотамия». А вот композиция Pies – польский (почему не украинский?) перевод известной протопанковой песни I Wanna Be Your Dog, поэта Мартина Светлицкого. В музыкальном плане «Собаки» вместе с Жаданом дрейфуют от немного постного ска до кроссовера и далее вплоть до сырого и дикого панка. Это добавляет в их музыку неповторимый вкус. Корпорация Meridian Czernowitz поддержала издание диска несколькими концертами в Европе: поэтически-роковая буря была ощутима в Харькове, Львове, Черновцах Коломые, Праге и Берлине. Альбом можно послушать бесплатно на сайте издателя.

Сергей Жадан и «Собаки в космосе». «Сражайся за неё». Meridian Czernowitz, 2014

Слишком правильный альбом

Новый (тринадцатый) студийный альбом легендарной поп-рок-группы U2 появился в продаже c 13 октября, но слушать его бесплатно можно было уже с начала сентября на iTunes. Открывает альбом многообещающая композиция The Miracle, которой коллектив почтил память фронтмена группы The Ramones – Джоя Рамона. Музыканты из U2 хорошо осознают свои предпочтения и удачно умеют ими пользоваться. Группа работает как хорошо отлаженный конвейер песен. Чем меньше слушатель знает о предварительном творчестве группы, тем больше новый альбом придётся ему по вкусу. Неизменным остаётся голос фронтмена Боно. Певец почти не экспериментирует. Трудно сказать, это просто легкоузнаваемый стиль автора, или, может, ремейки и ремиксы самого себя. В общем, альбом производит не очень яркое впечатление, поскольку он слишком «постный» и не продвигает творчество группы дальше, чем за пределы обычного. С одной стороны – диск никого не обидит, а с другой – никто, кроме заядлых фанатов и, возможно, новых поклонников группы, не почувствует от него большого восторга, т.к. альбом слишком правильный.

U2. Songs oflnnocence. Island, 2014.

Ничего лишнего

Звучит невероятно, но это факт: украинский фильм завоёвывает мир. На Каннском кинофестивале, где состоялся премьерный показ, фильм «Племя» получил сразу три награды. Чем же привлекает к себе жестокая драма Мирослава Слабошпицкого? События происходят в интернате для глухонемых детей, в заброшенном, постсовковом интернате, где стены в коридорах до половины окрашены синим цветом, где не горит половина лампочек и где молодёжь группируется в племя, живущее по своим неписаным законам. Создателям удалось достичь невероятной подлинности: фильм снят в настоящем интернате для детей с недостатками слуха, а большинство актёров – непрофессионалы. С рассудительностью, достойной царя Соломона, режиссёр решил языковой вопрос: русскоязычные реалии в украинском фильме на этот раз не бросаются в глаза, потому что все персонажи общаются жестами. Это придаёт фильму определённую универсальность и способствует его признанию в мире. Фильм о любви в жестоких постсоветских условиях, где господствует право сильного, растрогал знатоков кинематографа на престижных мировых фестивалях и имеет потенциал донести до рядовых зрителей зерно жизненной правды об украинских буднях.

«Племя» (The Tribe), Реж. Мирослав Слабошпицкий 2013

Переговорить о жизни

Нет необходимости широко знакомить зрителей с «Нимфоманкой» − последним фильмом датского режиссёра Ларса фон Триера. Впрочем, как и с этим спорным творцом. Эта лента, несколько механически разделена на две части (145 мин. и 123 мин.). Ещё не выйдя на экраны кинотеатров, фильм получил огласку из-за большого количества откровенных сексуальных сцен. Сюжет фильма древний, как мир: рассказ жизненных историй. Селиґман − пожилой одинокий мужчина однажды вечером находит на улице избитую Джо, берет её к себе домой, и она рассказывает ему истории из своей жизни, наполненной эротическими похождениями. Зрителям представляется некий донжуан в платье. И хотя на первый взгляд этот фильм – живая энциклопедия различных сексуальных практик, однако рассказ Джо − далеко не монолог. В её диалоге с Селиґманом секс выступает как одна из главных антропологических констант, как метафора музыки, спорта, изобразительного искусства, литературы и философии. А все сферы человеческой деятельности, если верить ведущим психологическим доктринам, это не что иное, как проявление вытесненного либидо. Картина Ларса фон Триера – своеобразная симфония гуманизма, в которой просматривается контраст высот и глубин, которых может достичь человек. Удивительные сюжетные уловки и неожиданная развязка заставят вас досмотреть картину до конца. Фильм появился в украинском кинопрокате в марте этого года.

Нимфоманка (Nymphomaniac), Режиссёр Ларс фон Триер, 2013

АЛЕКСЕЙ СЕВРУК