Dekoratorium журнал

Что стоит прочитать, послушать и увидеть этим летом?

Рецензії

Что стоит прочитать, послушать и увидеть этим летом?

Dekoratorium рекомендует-книги, музыка, фильмы

Истории маленьких людей между двумя реками

Незаурядным языком об обыденных вещах

Новая книга Сергея Жадана, которая вышла недавно, состоит из девяти рассказов. Каждый из них назван мужским именем, в котором читатель узнает имена святых и евангелистов. Все рассказы связаны между собой персонажами, которые кочуют из одного текста в другой, и, в частности, местом развития событий, в котором по некоторым признакам можно узнать Харьков. Причем образ современного Харькова, расположенного между реками Харьков и Лопань, с помощью аналогий перекликается с образом древних государств Ближнего Востока. Несмотря на свои святые имена, герои Месопотамии являются скорее «маленькими людьми». Автор продолжает реалистическую традицию зарисовок из жизни обычных граждан, их радостей и забот. «Месопотамия» представляет коллективный портрет современных рядовых украинцев — низших и средних классов. Перед читателем дефилируют второстепенные боксеры, врачи и учителя, мелкие предприниматели и воры, медсестры, эмигранты, проститутки, ремесленники, художники и просто люди неопределенной профессии и социального статуса. События рассказов почти всегда разворачиваются вокруг переходных ритуалов: поминок, свадьбы, дня рождения смертельно больного, беременности героини и тому подобное. Их истории — это прежде всего истории любви. Мучительной, но и радостной, горькой, полной трепета, иллюзий и ожиданий, любви страстной, горячей и запрещенной, но всеобъемлющей и всепобеждающей. Такая, казалось бы, банальная тема обыгрывается автором с других сторон, приобретая трансперсональное измерение. Все это написано чрезвычайно ароматным «жадановским» языком, полным лиризма, но лишенным глухого пафоса.
Жадан проявляет к своим героям максимум любви, несмотря на все их «но». Переживает их подъемы и разочарования. Автор не осуждает их, а пытается понять, донести до читателя их истории без предубеждений. И главное — с любовью.

Сергей Жадан, Месопотамия,
КСД, 2014.

Горьковатые аттракционы

Поэтическая антология «Парк Горького периода» — это 99 стихотворений девяти молодых харьковчан новейшего поэтического поколения, для которого начинают использовать название «дветысячидесятники» (по аналогии с предыдущими поколениями). Несмотря на определенную механичность такой классификации, после прочтения антологии каждый должен согласиться, что мы имеем дело с уверенным молодым поколением авторов, ищущих собственные средства художественного выражения. Само название книги создает определенный смысловой начальный пункт и отправляет читателя к аттракционам с их способностью поднять адреналин, с их неистовым движением и диким смехом — некий символ молодости, но и символ поп-культуры, культуры симуляткров, но одновременно говорится и об элементе городского пейзажа. Большинство стихотворений намеренно урбанистические, а силуэт чертова колеса на обложке перекликается с мотивом карусели у Б. И. Антонича. Горечь в названии, видимо, приходит в том возрасте, в котором находятся авторы. Когда человек входит во взрослую жизнь со всеми ее проблемами и заботами (например, автор Галина Бабак: «девочка взрослела — куклы по ночам плакали»), то мир приобретает горький («горьковатый») привкус. Верлибры и рифмованная поэзия, экзотические и домашние мотивы, гражданская поэзия, слова бунта и неповиновения, море и горы, природа и город, любовная лирика и обобщенные рассуждения — все это можно найти в книге яркой поэзии молодежи столицы Слобожанщины.

«Парк Горького периода» — поэтическая антология.
Издатель Савчук О.О.
Сост.: Игорь Зарудько, Екатерина Каруник, Елена Рыбка.
Харьков, 2013.

Свежая порция украинского инди-попа

Новый альбом инди-попового дуэта «Zapaska», который вышел в словацком музыкальном издательстве «Slnko Records», предлагает почти 48 минут легкой, ненавязчивой, но изысканной музыки. Выразительные средства для поклонников группы достаточно знакомы: это суггестивные мотивы, работа с сэмплами, множество причудливых звуков и шумов. Легкие речитативы в свою очередь показывают любовь группы к хип-хопу. Каждая песня альбома «Контур» — это желание создавать поп-музыку с позиций, далеких от мейнстрима и коммерции. В то же время дуэт «Zapaska» не ограничивает себя в мире собственного андеграунда, выходит за его пределы, сотрудничая при работе над альбомом с другими творческими личностями. К треку «Джихад» стихотворение написал Григорий Семенчук, поэт и музыкант, который был привлечен к проекту «DrumТиатр». К созданию песни «Виноград» присоединилась звезда украинской ворлд-мюзик Нина Гаренецкая из группы «ДахаБраха». Несколько треков смиксовал польский экспериментальный продюсер Роберт Перниковски. Результат демонстрирует свежую и элегантную музыку. «Zapaska» планирует поддержать издание альбома с помощью ряда концертов.

Zapaska. Kontur.
Slnko Records 2014

От фолька до спектра

Целых восемь лет поклонники культовой словенской группы «Laibach» ждали ее новый альбом. В начале марта группа выпускает студийный альбом «Spectre», в котором преобладают электронный стиль и политические тексты. Группа, которая в восьмидесятых годах вызвала противоречия, обращается к актуальным мировым проблемам. Треки с такими названиями, как «Коран», «No History», «We Are Millions And Millions Are One» или «Resistance Is Futile» является своеобразным художественным комментарием к Арабской весне, наднациональным протестным движениям, таким как «Occupy» или «Anonymous». Политико-поэтические манифесты, записанные в форме треков, уже сейчас можно послушать в интернете. «Laibach» будет распространять свое творчество во время весеннего европейского турне. Услышать их концерты можно будет в Праге, Белграде, Познани, Гданьске, Будапеште или Вене. «Сопротивление бесполезно» — настаивают ветераны индастриала.

Laibach. Spectre.
Wyciszenie 2014

Пробуждение сексуальной инаковости

Почти трехчасовой фильм тунисско-французского режиссера Абделатива Кешиш «Жизнь Адель» — это подробная и всесторонняя история одного каминг-аута, то есть осознание своей сексуальной инаковости. Молоденькая студентка Адель замечает, что с ней что-то не так. В то время, как все ее подруги интересуются ребятами, к Адель во сне приходит девушка с голубыми волосами. Адель встречает эту долгожданную девушку, старшую и более опытную Эмму, в одном лесбийском баре, в который она случайно попадает. Зритель становится свидетелем бурной любовной истории, которая разворачивается наперекор обществу, родителям и семье главных героинь, часто встречается с непониманием их окружения. Фильм не воспевает лесбийскую любовь, а скорее изучает, анализирует все механизмы, задействованные в жизненной ситуации героини. Несмотря на трехчасовой сюжет, каждый кадр на своем месте, показывает определенную сторону внешней или внутренней жизни Адель. Длинные кадры в основном статической камеры ничуть не скрывают эротическую жизнь героинь, хотя и не акцентируют ее. Фильм получил «Золотую пальму» на международном Канском кинофестивале.

Жизнь Адель (La Vie d’Adele), 2013,
реж. Абделатив Кешиш

Украинский националист? Гений!

Биографическая жизненная драма украинского режиссера армянского происхождения имеет лаконичное название «Параджанов». Фильм, который сняла Елена Фетисова при сотрудничестве с Аведикяном, — это совместная киноработа Армении, Грузии, Украины и Франции. В течение ста минут зритель имеет возможность ознакомиться с ключевыми моментами жизни автора экранизации «Тени забытых предков», а благодаря анекдотическим миниатюрам, написанным по воспоминаниям очевидцев, почувствовать сложный и очень интересный творческий характер мастера кинематографа. Фильм о режиссере, художнике, политзаключенном. Артхаус здесь сочетается с сюрреализмом советских будней, гротеск с трагичностью суток. Чего стоит только реплика художника, которой он отвечает на обвинения режима: «Какой из меня украинский националист? Я просто гений!» Фильм, как ряд автобиографических фрагментов (часто на уровне анекдотических историй со съемок), постепенно открывает другие стороны личности гениального режиссера, словно подсвечивая ее с разных сторон. Эта фрагментарность иногда не позволяет поймать Параджанова — он, как настоящий Демиург, остается неуловимым, неоднозначным, постоянно меняет маски и внешние декорации. Премьера фильма состоялась на фестивале в Карловых Варах.

Параджанов (Paradjanov), 2013,
реж. Сергей Аведикян, Елена Фетисова

Алексей Севрук